Статья 52. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

2. Обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Комментарий к статье 52 АПК РФ

1. С учетом предоставленных прокурору законодательством Российской Федерации функций и полномочий возможность его участия в арбитражном процессе ограничена достаточно узким кругом дел. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд лишь по делам, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.

Помимо указанных в ч. 1 комментируемой статьи категорий дел прокурор также вправе обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации"; п. 22 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В то же время ввиду того, что Закон о банкротстве не называет ни прокурора, ни должника в числе лиц, имеющих право на обращение в суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Законом, прокурор не может обращаться в арбитражный суд с такими исками, в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 комментируемой статьи.

См.: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Категории дел, обозначенные в ч. 1 комментируемой статьи, включают и дела по искам о признании недействительной сделки, совершенной муниципальным учреждением, хотя муниципальные учреждения прямо в этой статье не названы, а также, к примеру, с иском о признании недействительным соглашения, сторонами которого являются орган местного самоуправления и государственное унитарное предприятие, и применении последствий недействительности такого соглашения.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 10627/08, от 24.06.2008 N 3351/08.

Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень исков, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, не подлежит расширительному толкованию, поэтому рассмотрение судом иска прокурора, на предъявление которого у него отсутствует процессуальное право, будет неправомерным. Вместе с тем в такой ситуации отказ прокурора от предъявленного им первоначального иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле, что соответствует ч. 4 комментируемой статьи.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 N 14364/07.

2. Поскольку правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта прокурор обладает лишь в связи с тем, что были нарушены, по его мнению, права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, срок для обращения прокурора в суд в интересах тех или иных лиц с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным начинает течь с момента, когда конкретному лицу, а не прокурору стало известно о нарушении прав и охраняемых законом интересов оспариваемым актом. Пропуск прокурором указанного срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении судом заявленного требования.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8476/10.

3. Данной статьей регламентируется порядок обращения прокурора в арбитражный суд: в частности, устанавливается, что обращение в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Возможность обращения прокурора района (заместителя прокурора района) с заявлениями в арбитражный суд данной статьей не предусмотрена. В частности, прокурор района (заместитель прокурора района) не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 45/07.

4. Возможность вступления прокурора в процесс по делам указанных в комментируемой статье категорий означает в том числе предоставление ему права на инициирование пересмотра судебных актов. В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, по делам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

См.: п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 24.03.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".

По указанным категориям дел прокурор также вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

См.: п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 (ред. от 14.02.2008) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам".

Другой комментарий к статье 52 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Полномочия прокурора по обращению в арбитражные суды с заявлениями и исками существенно сужены действующим АПК по сравнению с ранее действовавшими. Бывшая повсеместной практика, в соответствии с которой прокуроры могли обращаться в арбитражный суд с любыми требованиями им подведомственными, с принятием новой редакции АПК стала невозможной. Судебная практика исходила из того, что вопрос о том, что именно следует считать государственным и общественным интересом, достаточным для предъявления иска, решался прокурором. Несогласие с мнением прокурора о нарушении ответчиком государственных и общественных интересов не являлось препятствием к возникновению арбитражного процесса и не освобождает суд от обязанности возбудить производство по делу и рассмотреть спор по существу заявленных требований. Сам по себе факт совпадения публичных интересов с коммерческими интересами конкретных субъектов не лишал прокурора возможности предъявить иск <1>. В соответствии же с комментируемой статьей прокурор может обратиться в арбитражный суд с заявлением или иском только в перечисленных случаях и только с указанными требованиями.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.1996 N 2093/96.

Само по себе установление перечня дел, по которым вправе обратиться в арбитражный суд прокурор, не исключает возможность реализации гражданами и их объединениями конституционного права на защиту прав и свобод путем самостоятельного обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов <1>.

--------------------------------
<1> Определение КС РФ от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 АПК РФ"; Определение КС РФ от 21.12.2004 N 409-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балаева Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 52, частью 3 статьи 292 и статьей 304 АПК РФ".

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 23 АПК. Рассмотрение заявлений прокурора о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, производится в порядке, установленном гл. 24 АПК.

Применительно к настоящей статье нормативным правовым актом является документ, принимаемый органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, содержащий нормы права, рассчитанный на неоднократное применение и регулирующий общественные отношения. Принятие акта неуполномоченным (некомпетентным) органом не исключает возможности обращения прокурора с заявлением о его оспаривании в соответствии с комментируемой статьей. Ненормативным правовым актом является официальный документ, не содержащий нормы права, т.е. акт индивидуального правоприменения.

Оспаривание прокурором нормативных и ненормативных актов должно происходить с соблюдением требований о подведомственности, а также порядка такого оспаривания. В частности, оспаривание ряда правовых актов возможно только в КС РФ или в ВС РФ; оспаривание (обжалование) решений, приговоров, определений, постановлений судов производится в порядке, предусмотренном процессуальным законом для пересмотра судебных актов.

Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ являются законодательные (представительные) органы государственной власти и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. ст. 1, 2 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").

Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Оспаривая нормативный правовой акт, прокурор должен предъявить требование о признании этого акта недействующим, если он полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 192 АПК).

Прокурор имеет право обратиться с иском о признании недействительными сделок как в силу их ничтожности, так и в силу их оспоримости. Однако прокурор не вправе обращаться с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения в соответствии со ст. ст. 301 и 302 ГК, в том числе и путем изменения первоначально заявленных требований <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 N 14364/07.

Исходя из текста абз. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи прокурор компетентен обращаться в арбитражный суд с требованием о признании сделки недействительной только в случае, если сделка совершена указанными субъектами. Если же оспариваемая сделка совершена иными лицами, но ее последствия затрагивают права и обязанности перечисленных лиц, то прокурор не полномочен обращаться в суд с требованием о признании этой сделки недействительной. С таким требованием в арбитражный суд может обратиться заинтересованный компетентный орган или юридическое лицо.

В арбитражной судебной практике возник вопрос о возможности обращения прокурора с иском о признании недействительной сделки, совершенной муниципальным образованием. Несмотря на отсутствие указания на возможность обращения с таким иском, судебная практика высшей судебной инстанции признает, что поскольку ст. 120 ГК и ст. 6 БК установили одинаковый правовой статус государственных и муниципальных учреждений, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки, совершенной муниципальным учреждением <1>. Такое расширительное толкование нормы абз. 3 ч. 1 ст. 52 АПК нельзя признать правильным прежде всего потому, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 АПК порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией, ФКЗ о судебной системе РФ и ФКЗ об арбитражных судах в РФ, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ. ГК, равно как и БК, не определяют порядок судопроизводства в арбитражных судах, поэтому не могут использоваться для определения полномочий прокурора по обращению с исками в арбитражные суды.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 10627/08.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с абз. 4 ч. 1 комментируемой статьи прокурор вправе обратиться с требованием о применении последствий недействительности только ничтожной, но не оспоримой сделки, которая также является недействительной (ст. 166 ГК).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть заявлено прокурором как совместно с требованием о признании недействительной ничтожной сделки, так и отдельно от него.

Общие положения о последствиях недействительности сделок указаны в ст. 167 ГК.

По предъявленному прокурором иску о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной перечисленными в ч. 1 субъектами, истцом будет являться соответствующий орган или юридическое лицо. Так, по иску в защиту права государственной собственности, заявленному прокурором в интересах государственного органа, этот орган является истцом по делу <1>. Иск может быть предъявлен и без указания конкретного истца, поскольку соответствующие субъекты, которые могли бы обратиться в арбитражный суд с иском по делу, были привлечены по нему в качестве ответчиков, нарушивших законодательство <2>. Такая возможность, в частности, сохраняется при подаче прокурором исков в соответствии с абз. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.1998 N 4016/98.
<2> Письмо ВАС РФ от 25.06.1993 N С-13/ОП-203 "Обзор практики разрешения споров арбитражными судами по искам прокуроров". См. также: Постановление Президиума ВАС РФ от 29.04.1997 N 5920/96.

Прокурор вправе обратиться с исками, связанными с недействительностью сделок должника по делу о банкротстве, только по основаниям недействительности, предусмотренным общими нормами гражданского законодательства. По специальным основаниям, предусмотренным ФЗ о несостоятельности (банкротстве), прокурор не вправе обращаться с исками, связанными с недействительностью сделок должника, поскольку прямо не назван в качестве уполномоченного лица в указанном ФЗ <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Нормой, расширяющей полномочия прокуроров по обращению в арбитражный суд, является норма ч. 2 ст. 198 АПК. Указанной нормой прокурор также наделяется правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности <1>.

--------------------------------
<1> Определение ВАС РФ от 17.10.2007 N 12454/07. См. также: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22.08.2002 N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие АПК РФ".

В связи с принятием КоАП ВАС РФ разъяснил, что при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 ФЗ о прокуратуре РФ, предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры. В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК. При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ".

Однако полномочия прокуроров городов и районов по участию в арбитражном процессе не всегда подтверждаются судебной практикой. Так, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности высшая судебная инстанция указала, что в соответствии со ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Прокурор района (заместитель прокурора района) не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица. Кроме того, следует учитывать, что согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Возможность обращения прокурора района (заместителя прокурора района) с заявлениями в арбитражный суд ст. 52 АПК не предусмотрена <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 45/07.

2. В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) могут участвовать на основании служебного удостоверения прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления, отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур <1>.

--------------------------------
<1> Письмо ВАС РФ от 09.07.1996 N С1-7/ОП-403 "О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров".

В случае направления транспортными прокурорами исков (заявлений) в суды, расположенные в населенных пунктах, удаленных на значительное расстояние от местонахождения транспортных прокуратур, при невозможности явки в судебное заседание прокуроров транспортных прокуратур, иски (заявления) поддерживаются территориальным прокурорам. При этом транспортным прокурорам необходимо своевременно уведомлять территориальных прокуроров о предъявлении иска (заявления) в суд, направляя копию искового заявления и необходимые материалы с просьбой поддержать иск (заявление) в суде <1>.

--------------------------------
<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12.10.2007 N 167 "Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе".

Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор на особо режимных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях, закрытых и обособленных военных городках, в части обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов приравнены к полномочиям прокуроров районов и городов. Прокуроры ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан и комплекса "Байконур", подчиняющиеся непосредственно Генеральной прокуратуре РФ, осуществляют полномочия прокуроров субъектов РФ <1>.

--------------------------------
<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.03.2001 N 17 "О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях".

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца в исковом производстве по делам, указанным в абз. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи. При производстве по делам из требований, указанных в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи, прокурор пользуется правами заявителя в соответствии с разд. III АПК.

Статья не содержит ограничений прав прокурора по предъявленному им иску относительно прав истца.

В заявлении прокурор обязан указать обстоятельства, на которых основаны исковые требования и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (п. 5 ч. 2 ст. 125 АПК). В том числе прокурор обязан указать обстоятельства, которые дают ему право на обращение в арбитражный суд с исковым заявлением и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Например, по искам о признании недействительными сделок прокурор должен указать доказательства того, что стороной по сделке являются лица, указанные в абз. 3 ч. 1 комментируемой статьи. В противном случае исковое заявление остается без движения, а в случае неустранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения исковое заявление возвращается прокурору (ст. ст. 128, 129 АПК).

4. Прокурор наделен процессуальными правами истца в том числе, и диспозитивными, реализация которых существенно затрагивает права истца. Так, отказ прокурора от иска, принятие такого отказа судом и вынесение об этом соответствующего судебного акта препятствуют истцу в дальнейшем обратиться в суд с аналогичным требованием, дело по такому иску подлежит прекращению в силу п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК. Для исключения возможности нарушения прав истца на судебную защиту введена комментируемая норма о праве истца требовать рассмотрения дела по существу при отказе прокурора от иска. Такое требование истца может быть заявлено в виде ходатайства или заявления, подаваемого в арбитражный суд, рассматривающий дело.

Аналогично решается вопрос и при изменении прокурором заявленных требований. Если прокурор изменит требования таким образом, что новые притязания не могли бы быть им заявлены в соответствии со ст. 52 АПК, то суду надлежит выяснить мнение истца относительно возможности дальнейшего рассмотрения дела <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 N 14364/07.

5. Новым АПК прокурор наделен правом, не предъявляя самостоятельного иска, вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии судебного разбирательства в целях обеспечения законности (ч. 5 ст. 52 АПК). Буквальное толкование ст. 40 АПК, устанавливающей перечень лиц, участвующих в деле, дает возможность сделать вывод, что при вступлении в уже начавшееся дело прокурор не наделяется правами и не несет обязанности лица, участвующего в деле. Однако такое толкование представляется неверным в силу прямого указания ч. 5 ст. 52 АПК, а также общности задач, стоящих перед прокурором в арбитражном процессе. Как в случае предъявления иска или подачи заявления в арбитражный суд, которыми начинается арбитражный процесс, так и в случае вступления в уже начавшийся процесс, прокурор действует в рамках своей компетенции для обеспечения интересов законности. Для этих целей прокурор наделяется определенным объемом прав. Вне зависимости от времени вступления в процесс (выступает ли прокурор инициатором процесса или вступает в уже начавшийся) прокурор защищает интересы законности и имеет возможность пользоваться правами лица, участвующего в деле, в том числе правом активно участвовать в судебных заседаниях (задавать вопросы, заявлять ходатайства и др.), а также обжаловать судебные акты, нарушающие законность.

Прокурор, вступивший в дело в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК, имеет процессуальные права и обязанности лица, участвующего в деле как в части рассмотрения требования о признании ненормативного правового акта недействительным, так и в части рассмотрения требования о возмещении вреда, причиненного изданием такого акта <1>.

--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения АПК РФ".

Вступление прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом, происходит на основании заявления прокурора и должно оформляться определением арбитражного суда (ст. 184 АПК).

Прокурор вправе обжаловать в апелляционном порядке судебные акты по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции <1>. Аналогичная правовая позиция может быть высказана и в отношении права обжалования прокурором судебных актов в кассационном порядке.

--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".

Комментарии и консультации юристов по ст 52 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 52 АПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.