Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора

(Утратила силу с 6 августа 2014 года - Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ)

Комментарий к статье 299 АПК РФ

1. Введение предварительной процедуры рассмотрения надзорных жалоб (представлений), на которую не распространяются некоторые обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила - об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания и др., обусловлено целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить явно необоснованные обращения, что корреспондирует с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, признающего возможность ограничения права на доступ к суду, в частности в связи с определением приемлемости жалобы, но при условии, что это право не будет ограничено таким образом или до такой степени, чтобы оказалась затронутой сама его сущность; допустимые ограничения данного права должны иметь законную цель, а между используемыми средствами и поставленной целью должна существовать разумная соразмерность.

Само по себе введение предварительной процедуры рассмотрения надзорных жалоб (представлений), в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребования дела, передачи его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции) исходя из доводов, изложенных в жалобе (представлении), и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела), отвечает правовой природе и предназначению надзорного производства и не может расцениваться как несовместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, притом что при рассмотрении дела по существу судом надзорной инстанции в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2008 N 1-П; Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 516-О.

Вступившие в силу решения, вынесенные арбитражными судами в пользу компании-заявителя, не могли пересматриваться бесконечно, а только один раз, в высшей судебной инстанции, по требованию противной стороны, по ограниченному количеству оснований и в ясно установленный и ограниченный срок. В результате процедура, примененная в настоящем деле, не была несовместима с принципом правовой определенности, провозглашенным в Конвенции. По мнению Европейского суда, учрежденная таким образом надзорная процедура может рассматриваться как завершающий элемент в цепи внутренних средств правовой защиты, имеющихся в распоряжении сторон, а не как чрезвычайное средство возобновления судебного разбирательства по делу.

Европейский суд, таким образом, не усматривает нарушений требования правовой определенности в связи с пересмотром судебных актов в порядке надзора по настоящему делу.

Тот факт, что постановления, вынесенные в пользу компании-заявителя, вступили в силу до их пересмотра в порядке надзора, не изменяет вывода Европейского суда. Во-первых, исполнение судебного акта было в соответствии с законом приостановлено судом до рассмотрения дела в порядке надзора. Во-вторых, вступившее в силу решение необязательно является окончательным с точки зрения Конвенции. Так, в ряде государств-участников высшая судебная инстанция выносит окончательные решения после вступления в силу решений нижестоящих судов. Такая ситуация сама по себе не является несовместимой с принципом правовой определенности.

См.: решения ЕСПЧ от 25.06.2009 "По вопросу приемлемости жалобы N 42600/05 "ООО "Линк Ойл СПб" (OOO Link Oil SPb) против Российской Федерации", "По вопросу приемлемости жалобы N 6025/09 "Галина Васильевна Ковалева и другие (Galina Vasilyevna Kovaleva and Others) против Российской Федерации".

2. Коллегия судей ВАС РФ может направить дело в федеральный арбитражный суд округа в порядке ч. ч. 6 и 6.1 ст. 299 АПК РФ только в том случае, если не найдет оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

См., например: Определения ВАС РФ от 31.07.2008 N 8902/08, от 08.08.2008 N 8318/08 и др.

3. Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора не подлежит обжалованию.

См., например: Определение КС РФ от 16.11.2006 N 516-О.

4. Положение, содержащееся в ч. 9 ст. 299 АПК РФ, ограничивает возможность повторного обращения одного и того же лица в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

См.: Определение КС РФ от 21.12.2004 N 408-О.

Другой комментарий к статье 299 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. После возбуждения надзорного производства обращение направляется в судебный состав. В нем коллегиальный состав судей ВАС РФ предварительно рассматривает заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц. АПК устанавливает определенные сроки рассмотрения этих документов: если дело не истребовалось - в пределах одного месяца со дня поступления заявления; в случае истребования дела из суда первой инстанции - месячный срок, который исчисляется со дня поступления дела в ВАС РФ.

2. Важное значение для соблюдения беспристрастного рассмотрения обращения имеет порядок формирования состава судей, к которым поступает заявление или представление для рассмотрения. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК, с учетом очередности.

3. Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для надзорного пересмотра и для присуждения компенсации. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела из суда первой инстанции. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

4. Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК, он выносит определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум, в котором излагает свою позицию о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора и о присуждении компенсации. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум ВАС РФ.

5. В целях обеспечения соблюдения прав участвующих в деле лиц, предоставления им возможности выразить свое отношение к принятому решению о передаче дела в Президиум для надзорного пересмотра копии определения и всех документов, поступивших в ВАС РФ, в тот же пятидневный срок направляются этим лицам.

АПК не содержит требования, обязывающего представлять отзыв на обращение. Это право участвующих в деле лиц, и они сами решают данный вопрос. Суд в определении указывает срок, в течение которого может быть представлен отзыв. Этот срок должен быть достаточным для получения документов, подготовки отзыва и представления его в ВАС РФ. Практика показывает, что, как правило, участники процесса пользуются правом направления отзыва, излагая в нем свое отношение к законности оспариваемых судебных актов и к аргументам, содержащимся в определении о передаче дела в Президиум и в надзорном обращении.

6. АПК содержит положение, дающее право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационную инстанцию при наличии к тому необходимых условий.

Если дело проверялось в кассационной инстанции, направление его для кассационного рассмотрения исключается.

Если состав судей находит основания, содержащиеся в ст. 304 АПК, он направляет дело в Президиум со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

В том случае, когда суд находит иные способы пересмотра судебного акта, он может отказать в передаче дела в Президиум. Наделение состава судей указанными выше полномочиями имеет своей целью исправление ошибок судов первой и апелляционной инстанций не в особом, надзорном, а в обычном, кассационном порядке. При этом состав судей ВАС РФ не предписывает, какое решение должно быть принято. Придание указанию, сформулированному в определении коллегиального состава судей ВАС, обязательного характера противоречит принципам правосудия.

6.1 Коллегия судей при рассмотрении заявления, в котором содержится требование и о компенсации, при отсутствии оснований для передачи дела в Президиум для надзорного пересмотра судебных актов, может направить дело в ФАС округа для рассмотрения по первой инстанции вопроса о присуждении компенсации. Это допустимо, если вопрос о компенсации ранее данным судом не рассматривался.

7. Судьи ВАС РФ, признав, что дело должно быть направлено в кассационную инстанцию, могут или принять об этом отдельное определение, или указать в определении на отсутствие оснований для надзорного пересмотра.

Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам.

8. Состав судей принимает отдельное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст. 304. Данное определение принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном порядке.

Копия определения об отсутствии оснований для пересмотра дела в надзорном порядке направляется незамедлительно в день его принятия или на следующий день лицу, которое обращалось в ВАС РФ с просьбой о надзорном пересмотре. Такое извещение заявителя обязательно. Что касается других лиц, то данная информация не является закрытой и с ней они могут ознакомиться на сайте ВАС РФ.

Судебному составу, рассматривающему принятые к производству надзорные обращения, придана новая функция. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2008 N 14 разъяснил процессуальный механизм, дающий возможность при рассмотрении составом судей заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора принимать решение в соответствии с ч. 8 ст. 299 АПК об отказе в передаче дела в Президиум, но с указанием на возможность пересмотра дела не в порядке надзора, а по вновь открывшимся обстоятельствам. Такой вывод делает состав судей в случае, если будет установлено, что судебные акты основаны на положениях законодательства, практика применения которых после их принятия была определена (или изменена) в постановлении Пленума ВАС или в постановлении Президиума ВАС, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора с учетом сформировавшейся практики, в том числе исходя из правовых позиций, сформулированных Пленумом ВАС. "Этот процессуальный механизм, как отметил КС РФ в Постановлении от 21.01.2010 N 1-П, с одной стороны, позволяет повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум ВАС РФ от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на уже выработанной ВАС РФ правовой позиции, а с другой стороны, расширяет для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному ВАС РФ толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах".

Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении КС РФ от 21.01.2010 N 1-П, представляется, что в ст. 299 АПК должны быть внесены соответствующие дополнения, касающиеся ссылки на возможность исправления судебной ошибки по вновь открывшимся обстоятельствам.

9. Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК. Речь идет о возможности повторного обращения в ВАС РФ с заявлением или представлением. То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства ВАС РФ. При ссылке на те же основания вторичное обращение исключается.

Комментарии и консультации юристов по ст 299 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 299 АПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.