Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности :
1) пункт утратил силу с 31 декабря 2012 года - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 317-ФЗ;
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц ;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Часть утратила силу с 31 декабря 2012 года - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 317-ФЗ.

Комментарий к статье 29 АПК РФ

1. Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов определяется исходя из того, названа ли конкретная сфера нормативного регулирования в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ.

При этом статус заявителя для решения вопроса о подведомственности значения не имеет (ч. 2 ст. 29 АПК РФ).

Учитывая, что в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ содержится указание на федеральный закон, которым к подведомственности арбитражных судов могут быть отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов в иных сферах, помимо перечисленных в этом пункте, сохраняют свое значение правовые позиции Президиума ВАС РФ относительно решения вопросов подведомственности этой категории дел, сформулированные в ряде его постановлений.

См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 7739/04, от 04.10.2005 N 7445/05, от 15.06.2005 N 3637/05, от 19.07.2005 N 3926/05, от 19.09.2006 N 13322/04, от 16.01.2007 N 12547/06, от 03.03.2009 N 14906/08, от 13.09.2011 N 6254/11, от 19.01.2010 N 12939/09.

2. Пункт 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ связывает подведомственность дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и должностных лиц с характером оспариваемых актов, решений и действий (бездействия), т.е. в основе подведомственности дел этой категории лежит предметный критерий.

При этом форма акта сама по себе не влияет на возможность обжалования.

См.: Определение КС РФ от 04.12.2003 N 418-О; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 6720/09.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 16167/05, от 05.04.2006 N 12747/05, от 06.03.2007 N 14277/06, от 15.11.2005 N 8718/05, от 26.04.2005 N 14263/04, от 02.06.2009 N 21/09, от 22.09.2009 N 6720/09, от 11.11.2008 N 6870/08.

3. Дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражным судам в силу указания на это в федеральном законе.

Таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП), который различает две категории подведомственных арбитражным судам дел: о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК РФ, ст. 23.1 КоАП) и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§ 2 гл. 25 АПК РФ, ст. 30.1 КоАП).

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; Постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2005 N 7460/05, от 14.10.2008 N 7152/08, от 27.02.2006 N 12732/05, от 17.01.2006 N 11838/05 и др.

Дела, указанные в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 КоАП, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, даже если на момент обращения в арбитражный суд они такой статус утратили.

См.: подп. "д" п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях" (с изм. от 25.05.2006, от 11.11.2008).

Они подведомственны арбитражным судам и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по ним проводится административное расследование.

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 9) (в ред. от 20.11.2008, от 10.11.2011).

Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена ч. 3 ст. 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

Положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП не могут толковаться как исключающие предусмотренное п. 3 ч. 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении их должностными лицами, по делам об административных правонарушениях (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Статья 30.1 КоАП во взаимосвязи со ст. ст. 29, 207 АПК РФ связывает подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей с характером спорных правоотношений, т.е. в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определение КС РФ от 11.07.2006 N 262-О).

См. также: Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 11838/05, от 27.02.2006 N 12732/05, от 04.11.2003 N 8908/03, от 22.03.2005 N 14288/04 и др.

4. В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 213 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 N 12333/06, от 11.09.2007 N 4890/07, от 24.05.2005 N 15749/04.

Другой комментарий к статье 29 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Арбитражные суды разрешают дела не только в порядке гражданского, но и административного судопроизводства, что прямо следует из ст. 29 АПК. В этом плане в АПК получила поддержку концепция, связывающая административное судопроизводство с категорией дела, существом спора, а не только с наличием специальных административных судов. К ведению арбитражных судов отнесены различные экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (публично-правового характера) <1>. К традиционным спорам об оспаривании ненормативных актов, признании их недействительными добавились споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

--------------------------------
<1> См. подробнее: Абсалямов А.В. Проблемы административного судопроизводства в арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000; Абсалямов А.В., Ярков В.В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений // ВВАС. 2001. N 6. С. 120 - 138.

2. Критерии подведомственности дел в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем. Во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных). Во-вторых, содержание спора связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере. В-третьих, в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца может выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

3. Осуществление нормоконтроля арбитражными судами возможно в соответствии с новой редакцией статьи по ФЗ от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ" (далее - ФЗ N 228-ФЗ) в достаточно широком числе случаев. В частности, достаточно большой перечень п. 1 ч. 1 комментируемой статьи не является закрытым и в случаях, предусмотренных в ФЗ, дела об оспаривании нормативных правовых актов также подведомственны арбитражным судам.

При этом, согласно ч. 2 комментируемой статьи, введенной тем же ФЗ N 228-ФЗ, указанные дела в сфере нормоконтроля рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане. Таким образом, главным в сфере подведомственности дел о нормоконтроле является предметный, а не субъектный критерий.

При толковании полномочий по нормоконтролю арбитражных судов следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 125 Конституции дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ либо по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, отнесены к подведомственности КС РФ. По данному вопросу существует большая практика КС РФ, например, Постановления от 16.06.1998 N 19-П, от 11.04.2000 N 6-П и др. <1>.

--------------------------------
<1> См. обстоятельный анализ развития подведомственности в сфере нормоконтроля: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. Актуальные вопросы. М.: Проспект, 2010. С. 431 - 452.

4. Обращает на себя внимание уточнение подведомственности дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), которое содержится в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи. К этим делам отнесены акты иных органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями. В частности, может идти речь о саморегулируемых организациях, которые могут быть наделены законом отдельными публичными полномочиями.

5. Перечень дел административного судопроизводства, подведомственных арбитражным судам, не является закрытым и может расширяться в соответствии с новыми законами. Подробнее о рассмотрении данных дел см. комментарий к разд. III АПК.

Комментарии и консультации юристов по ст 29 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 29 АПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.